Автор Тема: ЖРД малой тяги ДОК-10  (Прочитано 325 раз)

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
ЖРД малой тяги ДОК-10
« : 17 Июль 2020, 22:21:02 »
На всяких барахолках чего только не найдешь. Причем только случайно, специально захочешь - не получится,
Очередной образец - Двигатель на перекиси водорода.

Оказался  однокомпонентным ЖРД малой тяги с темокаталитическим разложением гидразина ДОК-10. Этот двигатель производился на КБХМ им. Исаева, и имеет второе название С5.216 Удельный импульс - 230 с. Тяга - 10 Н

Данный двигатель применялся на автоматической межпланетной станции Фобос-1 и Фобос-2. На ней стояли 4 таких двигателя, Так же на ней были двигатели ДОК-50, в количестве  24 шт.

Топливо этого двигателя гидразин.


Характеристики двигателя ДОК-10 (С5.216):

Год разработки  - 1986
Компоненты топлива - Гидразин
Тяга З/П, тс - /0,001
УИ З/П, c - 229
Давление в КС, атм - 10
Давление на входе в КС, атм - 15+-1,5
Геом. степень расширения сопла - 46
К-во КС - 1
Подача - вытеснительная
Длительность включения, с - 0,05- 600
Ресурс, c - 1500
Количество включений - 4000
Масса, кг - 0,6
Назначение - Ф1 "Фобос-1-2"

Источник - http://www.lpre.de/kbhm/



ссылка на объявление

Продавец просит за него 8000 руб
« Последнее редактирование: 18 Август 2020, 17:35:41 от случайность »

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #1 : 23 Июль 2020, 16:03:58 »
Реклама КБ Химмаш однокомпонентных двигателей малой тяги, в ней есть и наш герой

Из нее можно узнать что срок окончани разработки 1986 год, и что использовался он на КА Фобос-1 и Фобос-2

Но на картинке в рекламе этого двигателя нет

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #2 : 23 Июль 2020, 16:15:23 »
Вот плохонькое фото двигателя С5.216, Он тут под номером 2

Фото взято из файла ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ МАЛОЙ ТЯГИ РАЗРАБОТКИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИМ. А.М. ИСАЕВА, там как раз множество описаний и характеристик таких двигатей. Файл во вложении

ссылка на первоисточник - http://engine.aviaport.ru/issues/92/pics/pg24.pdf
« Последнее редактирование: 23 Июль 2020, 16:28:19 от случайность »

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #3 : 23 Июль 2020, 16:26:26 »
Два двигателя использовавшиеся на КА Фобос-1 и Фобос-2

Эта картинка показывает качество нашего образования, фото двигателей зеркально отражено.Похоже что фото взято с предыдущего файла, только обрезана часть с другими двигателями

Источник - Модуль 4 Двигательные установки реактивных систем управления космических аппаратов. (Во вложении)

ссылка на первоисточник - http://tdla.ssau.ru/uop/vvedrd/module4.pdf
« Последнее редактирование: 23 Июль 2020, 16:39:31 от случайность »

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #4 : 23 Июль 2020, 16:51:55 »
Теперь бы интересно взглянуть на то на чем и был использован этот двигатель

Обычно вот так на картинках изображали станцию Фобос-1 и Фобос-2


Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #5 : 23 Июль 2020, 16:53:49 »
Как показал поиск в сети что есть фото и настоящей, Это конструкторский макет станции, находяшийся в музее НПО им Лавочкина

Вот фото станции, общий вид


Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #6 : 23 Июль 2020, 17:01:46 »
Фото двигателей, лучше не нашлось
На фото он дальний, впереди три шутки ДОК-50. Но спасибо на этом.



Фото взято  тут- https://swalker.org/deistvuushie/2559-muzey-npo-im-sa-lavochkina.html
если пройти по ссылке то можно увидеть много различных КА что создавались в СССР


Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #7 : 23 Июль 2020, 18:16:00 »
Описание этого двигателя нашел в журнале Вестник НПО им Лавочкина 2014 г. №1
страницы 44-45, Ю.И. Агеенко, ДВИГАТЕЛЬ СТАБИЛИЗАЦИИ, ОРИЕНТАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПУСКА МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ МКБ «ФРЕГАТ»

и описание конструкции подобного двигателя,  стр 47-49, Л.Г. Александров, О.А. Кузьмин, В.П. Макаров, ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖОРБИТАЛЬНЫМ КОСМИЧЕСКИМ  БУКСИРОМ «ФРЕГАТ»

И хоть вторая статья по сути о другом двигателе, Но в ней есть хорошая картинка объясняющая конструкцию этих двигателей в общем. То есть для понимая этого движка надо прочитать обе статьи


Конструкция двигателя (общая)

Двигатель состоит из электромагнитного клапана, капилляра,  камеры с соплом,  электического нагревателя, и экранно- вакуумной теплоизоляции.

Электромагнитный клапан предназначен для подачи топлива в двигатель,
при снятии напряжения  под действием пружины 3, клапан 1 прилегает к седлу 2 и подача топлива прекращается.

Каппилляр 5 предназначен для обеспечения заданного расхода топлива. Скореее всего диаметр капилляра  расчитывается на доводочных испытаниях двигателя.
Камера двигателя содержит в себе катализатор 7, находящийся в реакторе 6,  предназначеный для разложения  гидразина на азот, водород и аммиак.
Нагреватель 9, который окружает камеру снаружи, предназначен для обеспечения предварительного нагрева катализатора, при дальнейшей работе  нагреватель отключается.
Продукты разложения топлива истекают через сопло 8 и создают реактивную тягу

Экранно-ваккумная теплоизоляция обеспечивает температурный режим двигателя


    

« Последнее редактирование: 25 Июль 2020, 21:09:34 от случайность »

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #8 : 25 Июль 2020, 17:12:53 »
 в статье -  страницы 44-45, Ю.И. Агеенко, ДВИГАТЕЛЬ СТАБИЛИЗАЦИИ, ОРИЕНТАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПУСКА МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ МКБ «ФРЕГАТ» описывается достаточно подробно устройство двигателя, а так же его доводка
Очень повезло что в статье есть рисунок с разрезом  однокомпонентного ЖРДМТ тякой 10Н а так как в статье говорится о двигателях С5.216 и С5.221 То этот рисунок имеет отношение к С5.216, так как тяга у него 10Н

Из статьи можно узнать что в 1980 году КБ Химмаш по техническому заданию НПО им Лавочкина приступило к разработке  двух двигателей тягой 10 Н и 50 Н для будущей  программе по иследованию Фобоса.

Из интересного , каждый  каталитический пакет проходит огневые испытания, для определения индивидуального сопротивления, которое используется для индивидуальной гидравлической настйроки  двигателя. Из этого следует что внутренний диаметр капилляра на двигателе разный.  Подобраный индивидуально под каждый каталитический пакет

Вообще если хочется узнать больше об этом двигателе, то крайне рекомендую прочитать эту статью.

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #9 : 18 Август 2020, 17:49:00 »
Копаем дальше, На двигателе есть  три электрических разъема для управления и контроля

РС10 с маркировкой ЭК - Клапан
РС7 с маркировкой ЭН - Нагреватель
РС4  с маркировкой ТТ - Термо??? тут не понять, по идее термопара

Сопротивление катушка клапана - 93,7 Ом,
Сопротивление нагревателя - 18,1 Ом
Сопротивление термопары между контактами 1 и 3  8,3 Ом. между контактом 1 и корпусом 6,1 Ом, между контактом 2 и корпусом 2,9 Ом. Устройство термодатчика не известно, принцип его действия тоже, Но вполне возможно это термопара.

Напряжение питания бортсети не известно. Но предположив что это стандартные 27 вольт, то потребляемая мощность нагревателя 40,5 Вт и клапана - 7,7 Вт. Что укладывается в справочные данные на этот двигатель.

Оффлайн случайность

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: ЖРД малой тяги ДОК-10
« Ответ #10 : 18 Август 2020, 17:54:07 »
Разъемы сделаны разных типономиналов, скорее всего для исключения перепутывания при сборке. Тут даже очень сильный монтажник не сможет ввернуть не туда. Если посмотреть фото музейного Фобоса, то видно что разъем ТТ не подключен. И на соседнем двигателе ДОК-50 тоже он не задействован почему то. А на двух других все ок.

Фото ответных частей разъемов, из них РС4 и РС7 подделки, или как их называют аналоги, РС10 оригинал.
« Последнее редактирование: 18 Август 2020, 22:27:53 от случайность »