Агрегат зажигания КН-11Б
Данный агрегат зажигания разработан специально для двигателей 17Д15 и 17Д16, применяемых на орбитальном корабле "Буран". Это самая первая реализация электроискрового зажигания для ЖРД в СССР[1], [2]
Это обычная электро-искровая система зажигания, которая более уместна на газотурбинном двигателе. Но никак не на ЖРД. Причина её разработки и применения в том, что двигатель должен многократно запускаться, и керосин с кислородом не являются самовоспламеняющейся смесью. До разработки ОК "Буран" данные системы в СССР не разрабатывались и не применялись.
Этот агрегат зажигания успешно прошел лётные испытания в составе ОДУ ОК "Буран" [4]
Самый главный недостаток этой системы зажигания это габариты и вес, так как она создавалась авиаторами, а там другое отношение к весу и габаритам. Как в последствии оказалось что система зажигания создана в уфимском УНПП "Молния". На котором и создавались все агрегаты зажигания для всех газотурбинных двигателей.
Всего было выпущено 600 агрегатов КН-11Б [5] Возникает вопрос в это число вошли только КН-11Б? так как еще существовал агрегат зажигания КН-11. А вот был ли КН-11А не знаю. У меня такой информации нет. То что был КН-11 это доказаный факт.
КН-11 и КН-11Б функционально схожие и разрабатывались для ОК "Буран" Скорее всего КН-11Б это окончательная модификация и он пошел в серию
На ОК "Буран" было установлено 46 агрегатов зажигания КН-11Б, по числу двигателей ориентации и управления. В сумме это составляло 69 кило, только на систему зажигания.
Основые ТТХ:Напряжение питания - 27 В.
Потребляемый ток - ? ? ? А
Накопленная мощность энергии - 20 мДж.
Тип свечи зажигания - СПН-4-3 [2], [3]
Потребляемая мощность - 40 Вт. [1]
Масса - 1,5 кг. [1]
Список используемой литературы:
1. А.В. Кочанов, А.Г. Клименко ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КАЛИЛЬНОЙ СВЕЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОКРАТНОГО ЗАПУСКА РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МАЛОЙ ТЯГИ НА НЕСАМОВОСПЛАМЕНЯЮЩЕМСЯ ДВУХКОМПОНЕНТНОМ ТОПЛИВЕ
http://vestnikmach.ru/articles/752/752.pdf2. Е.А. Андреев, А.В. Новиков, О.Е. Шацкий Расчетное и экспериментальное исследование надежности запуска и выхода на режим ракетного двигателя малой тяги на газообразных компонентах кислород + метан с электроискровым зажиганием
http://www.engjournal.ru/articles/1606/1606.pdf3. Р. Х. Кутуев, И. Н. Лебедев, В. Л. Салич РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ РДМТ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТОПЛИВНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ
https://journals.ssau.ru/index.php/vestnik/article/download/803/8044. А.В. Кочанов, А.Г. Клименко, С.Г. Ребров ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА ИСКРОЙ И НАГРЕТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ НА ЗАПУСК КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ
https://www.researchgate.net/profile/Sergey_Rebrov2/publication/317209971_Spark_and_Heated_Surface_Ignition_Mechanism_Effect_on_Launch_of_the_Oxygen-Hydrogen_Thruster/links/5faec18192851cf24ccaa5a9/Spark-and-Heated-Surface-Ignition-Mechanism-Effect-on-Launch-of-the-Oxygen-Hydrogen-Thruster.pdf5. Уфимская "Молния" смогла "зажечь" "Буран"
http://www.buran.ru/htm/str211.htm